Для того чтобы понять как работает безтросовая система управления лодочным мотором для нача рассмотрим принцип действия более распространенной системы ДУ на тросах. Не считая Совкомоторы, управление всеми подвесными лодочным моторами в тросовой системе ДУ происходит одинаково следующим образом: Поворот влево-право: движение от руля передается на рулевой редуктор (бывают разных видов). Основной принцип рулевого редуктора – это большая шестерня, на которую наматывается или разматывается трос (см рисунок). Трос (также разные виды) – представляет собой жесткий металлический трос, свободно двигающийся в середине жесткой пластиковой оплетки. Рулевой трос один, но очень жесткий, проложен по одному из бортов лодки заканчивается металлическим штоком, который через рулевую тягу (нержавеющую палку особой формы) присоединен к лодочному мотору и обеспечивает его поворот влево право. На Совкомоторах данная система состояла из двух обычных мягких металлических тросиков без оплетки, идущих по левому и правому борту через ролики. Поворот осуществлялся перетягиванием (накручиванием на вал рулевого редуктора) левого или правого троса. Как видно принципы работы абсолютно разные, поэтому системы не совместимы. Включение передачи и прибавление газа на современных лодочных моторах – также осуществляется тросами, двигающимися в середине жесткой оплетки. Т.к. прилагаемые усилия для включения передачи и добавления газа значительно меньше, чем для поворота двигателя, троса газ-реверс значительно тоньше рулевого. Концы троса имеют металлические штоки, которые с одной стороны присоединяются к коммандеру (ручка управления газом см рисунок), а с другой заводятся в сам двигатель. Разница только в том, что поворотом двигателя управляет один трос, а в системе газ-реверса участвует два тросика. Один из них отвечает за включение передач (вперед-нейтраль- назад) второй добавляет или уменьшает обороты лодочного мотора. Регулировка двигателя по вертикальной оси (поднять-опустить, другое название трим контроль) осуществляется с помощью нажатия кнопки на коммандере, который через электрический кабель связан с мотором. Нажатие кнопки приводит к включению электро насоса, установленного производителем лодочного мотора, который нагнетает масло и толкает гидроцилиндр, поднимая двигатель. Итог: в системе управления мотором задействовано 4 кабеля. 1-рулевой трос, 2,3- троса газ реверса, 4- электро кабель (пуск, стоп, трим). Общая стоимость всех тросов, редутора и руля (остальное поставляется с мотором, если он не ворованный) примерно $300 за хороший итальянский комплект ДУ. Гидравлическая система ДУ. Как правило, такой системой производители оснащают моторы от 150 л.с. и выше. Принцип действия по управлению поворотом двигателя – вместо рулевого редуктора установлен, грубо говоря, ручной гидронасос, а на двигатель ставится гидроцилиндр, который и двигает шток. Масло от руля к двигателю подается (как правило) по двум гидро шлангам. Система работает автономно (без внешнего питания). Стоимость хорошей гидравлики около 1100$. Угол трима регулируется так же, как описано выше. Основное отличие систем управлением на тросах и без тросов у лодочных моторов – это управление газом и передачами (поворот двигателя осуществляется либо гидравликой либо обычным редуктором). Как следует из названия, в безтросовой системе все регулируется дистанционно, т.е. электрически. От коммандера до мотора проведен кабель, а в самом двигателе установлены электро двигатели, которые и регулируют положение заслонки и переключение передач. Конечно, устанавливать такую систему значительно удобнее, чем возиться с тросами. Также есть преимущества при установке спарки (сдвоенные моторы) – одной ручкой регулируешь сразу оба двигателя. По принципу действия система довольно проста и надежна, НО т.к. ставится она налодочных моторах от 150 л.с. стоимость которых переваливает за 12000$, покупателю может быть, предложено приобрести ее за дополнительные деньги, не входящие в общую стоимость двигателя. Дополнительно с вас попросят около 3000$, поэтому перед покупкой двигателя уточняйте этот «тонкий» момент. |